Коррупционная составляющая законодательства и ее проявления Ни для кого не секрет, что нищий идет на паперть не отдыхать, а собирать милостыню, точно так же чиновник приходит не за тем, чтобы стать прилежным исполнителем (чтобы быть прилежным исполнителем не нужно идти на государственную службу). На должность чиновника приходят для «организации собственного материального благополучия». Это в любом случае выливается в коррупцию.

Партийные функционеры и самовыдвиженцы не исключение. Материально мотивированные функционеры создают не просто законодательство, а коррупционное законодательство, это можно назвать «лоббированием интересов», но когда лоббированием движут не убеждения, а материальная заинтересованность не важно, как это назвать – это использование положения в личных целях. Так решения, принимаемые для обеспечения государственных нужд, в процессе принятия «дорабатываются» для нужд собственных.

Однако, возникают постоянные распри: законодательство одно, но обогатиться хотят все, а что обогащает одного, не обогащает другого. Конкуренция вызывает обращение персоналий между ответственной работой, судебными разбирательствами и системой исполнения наказаний. Управление оборотом персоналий во власти сегодня – это элемент государственного регулирования, подконтрольного верхнему эшелону власти.

Как и все ограничительные инструменты управления, ограничение инициативы на следующем уровне понимается достаточно расплывчато, и исполнителю не до конца понятны «разрешенные границы амбиций». Эти границы приходится угадывать и доказывать свою необходимость в этом процессе. В этом смысле реализация собственного или присоединение к корпоративному интересу – единственная возможность существования в структурах с властными полномочиями.

А так хочется, чтобы все – и в карман. Но легализация факта материальной мотивации собственного присутствия во власти несовместима с легитимностью самой власти.

Поэтому борьба с коррупционными составляющими на всех уровнях государственного управления – обязательное условие легитимности действующей власти. Никуда не деться.

С началом развития вычислительной техники возможности автоматизации используются в государственном управлении. С массовым появлением персональных компьютеров началось серьезное обсуждение электронного правительства и электронных услуг.

Первой в Российской Федерации была создана Государственная Автоматизированная Система «Выборы» (ГАС Выборы). Ваш покорный слуга, в качестве ответственного исполнителя, сделал техническое задание и исполнил первые контракты по разработке программного обеспечения по учету избирателей и делению территорий на избирательные округа. За все время существования функционал системы не претерпел концептуальных изменений. В этом смысле система ГАС Выборы является образцом информационно-коммуникационной системы, целостность информации которой обеспечивается общедоступностью первичной информации о голосовании, которая обнародуется при вводе, а не после подсчёта.

Мне и сейчас приходится сталкиваться с избирательными процессами. ГАС Выборы справляется со своими задачами, если и встречаются нарушения, то они все лежат за пределами автоматизированных функций, все нарушения делают люди с конкретными фамилиями. ГАС Выборы первый и очень удачный опыт многолетнего автономного функционирования автоматизированной системы, без вмешательства должностных лиц. Люди в этой системе нужны для поддержания порядка и публичного оглашения результатов, а не для подсчета голосов. Другими словами, только административные нарушения могут привести к вводу в систему искаженных данных и только на этапе первичного ввода документов.

Нельзя исказить данные автоматизированной системы, не нарушив закон.

Автоматизированные системы, функционирующие ныне в других ведомствах, долгое время были объектом извлечения прибыли при создании и до сих пор хромают в своем функционировании. Пройдя долгий путь противодействия внедрению со стороны чиновников всех мастей, автоматизированные системы занимают свое место в нашей жизни только потому, что автоматизация значительно повышает эффективность управления и уничтожает существенную часть трансакционных издержек, составляющих основу коррупции.

На сегодняшний день, выделение автоматизированных систем в отдельные органы автоматизации, замещающие органы власти (ранее выполнявшие функции исполнения законов и контроля за исполнением закона юридическими лицами и гражданами) и даже передача их в частное управление приносит положительные результаты и уничтожает коррупцию как область возможной деятельности.

Навальный борется с коррупционерами. Его стратегия раскрывает намерения выгнать одних и поставить других. В переводе на русский бытовой язык, избирательная компания любимца Кремля, разыгрывающего дутые скандалы с властью – Навального, выглядит так: «Изберите меня, и коррупционером буду я, можно?».

Мы – избиратели, которых никто не спрашивает, должны бороться не с коррупционерами, а с причинами, вызывающими коррупцию. Может нам и не дадут возможность желаемого выбора в избирательной кампании, но действовать власти будут нашими руками. Думайте, что делаете.

Анатолий КОХАН