
Скромный учебник математики способен лишить страну перспективы технологического развития
Учебники, рекомендованные министерством для современного обучения в средней школе не отличаются высоким качеством, и их, конечно, нужно менять. Импортозамещение невозможно с кадрами, не имеющими естественнонаучного представления об окружающей действительности.
Остановимся на скандальном учебнике математики. Автор – российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ. В 2002 году награждена Премией Президента Российской Федерации в области образования, Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) – Людмила Георгиевна Петерсон.
Излюбленные психологические приемы Людмилы Петерсон.
Людмила Петерсон говорит о других образовательных программах обучения следующее: «Не секрет, что когда ребенок переходит с одной ступенечки на другую, то на каждой следующей ступеньке ему говорят – Забудь все что было раньше и начинаем новую жизнь». Никто не останавливает оратора, хотя это просто неприкрытая ложь. Ни одна другая известная мне учебная программа, кроме программы самой Людмилы Петерсон, не использует такой остановки сознания в образовательном процессе.
Именно Людмила Петерсон заменяет в правилах зависимости на значения, причем не все, а изучаемые именно текущей темой, при этом при изучении новой темы появляется необходимость осознавать материал заново. Изучение единственной формальной науки превращается в бесконечный процесс непрерывного обучения и изучения частных случаев, с результирующим отсутствием получения знаний о формальном предмете, замене его на совокупность бытовых стереотипов нового человека, – в качестве законченного потребителя.
Применение методов неприемлемых в науке, точнее метода, характерного для лженаучных доказательств привело учебник Петерсон в образовательный процесс.
В общественном обсуждении и в прессе участвуют люди поверхностно знакомые с предметом, это позволяет пользоваться общественным мнением стороне, скрывающей свои намерения и мотивацию.
Я понимаю, почему у эксперта учебник вызвал негативное отношение. Эксперт РАО Любовь Ульяхина о учебнике Людмилы Петерсон: «Это вообще не учебник». Действительно, это не учебник, это скорее пособие по дезориентации детей в формальной науке.
Но в конечном итоге учебник Петерсон всё-таки оказался в школе, благодаря антипатриотической волне, которой воспользовался автор.
Концепция зажигалки в учебниках Людмилы Петерсон.
Невинное интервью.
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Еще не так давно все мы знали, что в школу надо ходить за знаниями. Сегодня уже никого не надо убеждать, что знания ценны не сами по себе, а важны умения их применять. Важны те личностные качества, которые формируются в процессе освоения этих знаний. Недаром говорят, что образование – это то, что остается после того, когда все что изучено – забыто.»
Я искренне не понимаю, почему подобные интервью остаются без внимания Генеральной прокуратуры. Автор ориентирует свои учебники на то, что останется после того как ученик забудет все, чему его учили. Что же он должен вынести из школы по мнению Людмилы Петерсон? Наверное, хулиганство на переменках или навыки общения со своим телефоном. Нужно ли образование, которое будет забыто? - Задача – дать нужные знания, которыми человек будет пользоваться всю свою жизнь, но для некоторых работников системы образования это, наверное, сложно. Это работа. Гораздо проще применить навык договариваться, который в отличие от навыка поиска научно обоснованных решений внесен в государственный общеобразовательный стандарт.
Что это – «подстава» нашему президенту? Или запланированный сценарий развития территории?
У нашего президента есть инструменты управления, он сам создавал их и он умеет ими пользоваться. Нужно ли пересмотреть доктрину образования? И внятно ответить на вопрос – нужны ли кадры, имеющую высокотехнологическую квалификацию, отвечающую современному уровню развития науки и техники? Или достаточен общий уровень развития, соответствующий вежливому обслуживающему персоналу?
Человек не рождается при рождении.
К сожалению, человек не рождается при рождении. Для того, чтобы ребенок вырос в полноправного члена общества, его нужно обучить. Вопрос только – чему?
Это не такой сложный вопрос, как кажется на первый взгляд. Мы изучаем мир, друг друга и себя, используя органы чувств и формальную науку. Математика – единственная формальная наука известная человечеству. Иногда ее разделяют на математику и логику, хотя они неразрывны, как и все естественнонаучные и формальные знания. Знания не существуют на бумаге, в учебнике или компьютере, знания существуют в голове человека. Для получения целостного непротиворечивого естественнонаучного понимания мира молодому человеку необходимо дать возможность это сделать. Для этого и предназначен образовательный процесс. Именно за этими знаниями в учреждения образования приводят родители своих детей. То, что им дадут, с тем они и будут жить дальше, на этой основе следующие поколение будет строить свою жизнь.
Не важно в каком виде дана математика, – важно, чтобы это была математика, а не нечто, похожее на математику из книжки, похожей на учебник только обложкой. Если предмет не закрепился в мозгу человека сухими правилами, законами и цифрами, которые он будет использовать во всех жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, образование можно считать бесполезным.
Автор учебника может быть привлечен к персональной ответственности.
Автор учебного материала должен нести персональную ответственность за его содержание, соответствие современной науке и соответствие подачи возрастной группе обучаемых.
У нас достаточно специалистов, способных «причесать» материалы до естественнонаучного содержания и достаточно методистов для обеспечения быстрого и качественного усвоения материала, к сожалению, у нас мало ответственности за причиненный некачественными учебными материалами вред.
Монетарная мотивация влияет не только на олигархические сообщества. Вы с удивлением можете обнаружить многочисленные случаи, когда дети даже высокопоставленных родителей становятся жертвами образовательного беспредела отдельных работников сферы образования исключительно из-за копеечных амбиций, из-за несоответствия реальных компетенций документально подтвержденной квалификации.
Наши предки решали такие вопросы жестокостью наказания, при отсутствии всякого поощрения. Человеку мотивированному на идею, имеющему нужную квалификацию добровольцу, предлагали решить задачу, на условиях жестокого наказания в случае неудачи. И задача получала реальную перспективу решения, во всяком случае материально ориентированный кандидат имел основания не пытаться принять участие в конкурсе изначально.
В истории были случаи, когда казнили за некачественную работу, в том числе преподавательскую. Некачественные учебные материалы, зацикливающие ум обучаемого из-за неточности формулировок, вольного изложения или намеренного применения к одному и тому же понятию различных терминов – ПРЯМАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Возможно, в России появятся инструменты серьезного наказания за некачественные учебные пособия, и в этом случае будут работать механизмы наказания за преступления, совершенные против человека. А эти преступления не имеют срока давности.
Каждый автор учебного пособия должен принять все меры для устранения недостатков собственного учебного материала. И речь идет не только об образовательных стандартах, а прежде всего о содержательной части пособий, связанных с предметом обучения.
Программу Петерсон уже исключили из списка рекомендованных учебников. Но обучение по сей день продолжается.
Анатолий КОХАН