Выездные налоговые проверки и налоговый арбитраж – рудименты современного законодательства

Выездные налоговые проверки и налоговый арбитраж – рудименты современного законодательства

Судебное делопроизводство, когда одной из сторон является государство в лице налогового органа, не имеет почвы для правосудия. Естественно, служители Фемиды перестают работать. Люди всегда теряют свою квалификацию, когда профессиональные навыки подменяются личной или корпоративной преданностью. Да и необходимость расстановки на должности высокопрофессиональных кадров исчезает, когда на первое место выдвигаются интересы.

Это же люди. «Надежные кадры» покупают дипломы и приходят «стучать молотком», посмотрев очередной сериал о судебных заседаниях. Требовать от кадров с недостаточной профессиональной квалификацией принимать решения в условиях сложного и чрезмерно раздутого законодательства, не представляется возможным. Однако, даже кадровые перестановки через увольнение старого и принятие на работу нового персонала, относительно служителей Фемиды и Мытарей, не дает результатов.

Но ситуация не столько в стадии тупика, сколько в стадии принятия решения.

Модная тенденция перестановки кадров, создает только видимость решения проблем и временное затишье, пока новые кадры не оботрутся в старом соусе. Наказание коррупционеров не заменяет сущности совершенствования управления налоговыми поступлениями и контроля.

Оборот товаров и налоговые выплаты находятся под полным контролем налоговых органов. ФКУ «Налог-Сервис», получая данные по налоговой отчетности, имеет доступ к первичным документам и проводит аналитическую работу, полностью контролирующую учетные налоговые данные по всем налогооблагаемым товарам и услугам в разрезе экономической деятельности всех и каждого предприятия страны. Практика автоматизированного налогового контроля позволила реализовать электронное право в части налогового законодательства. На этом фоне результаты выездных налоговых проверок выглядят достаточно глупо, как «красные проводки в учете».

Получается, что выездная налоговая проверка своим решением вносит в сбалансированные, связные данные налогового учета страны записи, противоречащие всем остальным. Решения о взыскании, противоречащие реальным данным как проверяемого предприятия, так и его контрагентов, равносильны записям, образующим липовые капиталы недобросовестных банков. Контроль уплаты налогов и требование недоимок по данным автоматизированного учета не вызывает нареканий, когда данные автоматизированных систем не искажены случайно или преднамеренно, и могут быть переданы предприятию, обслуживающему автоматизированную систему сбора и анализа данных, предоставляемых налогоплательщиком. А вот ответственность за искажение данных автоматизированного учета предусматривать необходимо, и следить за этим следует внимательно.

Если взыскание производится по достоверным данным автоматизированного учета, то налоговый орган как современная бюрократическая структура ГНИ становится не нужным, как и налоговый арбитраж. Разбирательство заканчивается уточнением данных автоматизированного учета, что исключает влияние на процесс личной неприязни и вымогательства. Арбитражное делопроизводство предусматривает рассмотрение споров не только с государственными и налоговыми органами. Ведь хозяйственные споры, где государство не является стороной, можно решать и в рамках институтов третейского судопроизводства, что снимает вопросы коррупции, поскольку коррупция предусматривает использование служебного положения и силовую защиту правоохранительных органов, использовать которые могут только представитетели власти и самих правохранительных органов.

Не следует боятся преобразований. Опыт автоматизации в контроле за нарушениями правил дорожного движения – хороший пример. Но в случае с налоговыми органами переход на автоматизацию даст возможность сократить аппарат не частично, а полностью, и с проведением процесса ликвидации под надзором органов прокуратуры и следственного комитета, поскольку в каждом случае ложного документооборота в целях ухода от налогообложения, в той или иной степени задействованы должностные лица, регистрирующие и контролирующие налогоплательщиков.

Анатолий Кохан