Позиция избирателя и расстановка сил в избирательном процессе. Любые выборы изначально назначаются с целью решения конфликта интересов претендентов на избираемую должность. Этот конфликт интересов группы кандидатов сталкивается с интересами избирателей, которые имеют гораздо меньше возможностей для маневра при своем волеизъявлении, но процедурно именно избиратель должен выполнить функцию принятия решения во время голосования. Немаловажна и позиция избирательного органа, фиксирующего волеизъявление электората. Избирательный орган определяет процедуру проведения выборов в рамках собственных полномочий: с одной стороны, допуская кандидатов до выборов и контролируя прохождение избирательной кампании, с другой стороны, организует сам процесс голосования, обеспечивая фиксацию волеизъявления граждан.

Результаты выборов юридически аналогичны соглашению сторон, в результате которого избиратели делегируют избранному лицу часть своих прав (и обязанностей). Этот юридический момент часто недооценивается при принятии решения как избирательными комиссиями, так и избранными лицами и рассматривается в практике применения как мировое соглашение или даже согласие, отозвать которое невозможно.

Что касается назначенной даты - 18 марта 2018 года, по моему мнению, избиратель достаточно адекватно относится к выборам. Избиратель прекрасно понимает, что выбор в голосовании практически отсутствует по причине отсутствия желаемого кандидата, с другой стороны в бюллетене не планируется строка «против всех».

Необходимо четко понимать, что настроение избирателя, несмотря на всю жесткость избирательных кампаний, всегда принимают во внимание. Однако, факт изучения результатов волеизъявления совсем не значит, что в реальной деятельности следует ждать социальной лояльности, послаблений или актов понятийной справедливости. Результаты волеизъявления избирателей повлияют на методы достижения целей, которые применит к гражданам-избирателям избранный ими кандидат уже после выборов. Таким образом, рассмотрение и подсчет избирательных бюллетеней, несмотря на всю формальность процедуры будет истолкован избирательным органом шире, в случае если возникнет прецедент.

К тому же выборы - это всего лишь процедура. Волеизъявление дееспособного населения имеет наивысший правовой статус, даже если представить себе ситуацию, что таковой не прописан в законах. Важно, чтобы идея (волеизъявление) имела практическое воплощение и была фактически поддержана населением. Тотальной поддержке населения могут противостоять только оккупационные власти.

Анатолий КОХАН